Статья 13315

Название статьи

                               ПОЭЗИЯ РЕАЛИЗОВАННЫХ МЕТАФОР (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ                                 ФРАНЦУЗСКОЙ ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ) 

Авторы

Пушина Любовь Александровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики, Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1), lioubov.pouchina@gmail.com
Тихонова Марина Петровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра французского языка и методики его преподавания, Смоленский государственный университет (Россия, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4), brick_67@bk.ru

Индекс УДК

УДК 81.133.2’38:82-1

Аннотация

Актуальность и цели. Явление языковой игры привлекает сегодня пристальное внимание филологов в связи с его широким распространением не только в художественной, но и в естественной коммуникации. Языковая игра является одним из наиболее сложных, комплексных явлений, механизмы возникновения которого раскрыты далеко не полностью. Настоящее исследование посвящено изучению риторической фигуры реализации метафоры, обладающей значительным людическим потенциалом.
Материалы и методы. В статье представлен лингвостилистический анализ реализации метафоры на материале современной детской поэзии таких французских авторов, как Робэр Деснос, Клод Руа, Мишель Буше, Ив Пэнгийи и др. Анализируемые произведения охватывают период с 1940-х по 2006 гг., что позволяет говорить о сложившейся традиции, которая, зарождаясь в процессе литературных экспериментов во Франции начала XX в., приобретает особое значение для детской поэзии.
Выводы. Реализация метафоры – это риторическая фигура, в которой метафорическое слово или выражение используется в буквальном, прямом смысле. Объектом подобных трансформаций становятся этимологические и лексикализованные метафоры, выраженные в структурном отношении отдельной лексической единицей или словосочетанием. Лингвистический контекст, участвующий в актуализации буквального значения метафоры, представлен такими композиционными формами, как повествование, описание, диалог. Семантика исходного значения метафоры актуализируется в конвергентных сочетаниях с развёрнутой метафорой и различными видами повтора (синонимы, гипонимы, однокоренные слова, грамматические формы слова). Являясь известным приёмом создания игрового комического эффекта, реализация метафоры в детской поэзии становится также средством языкового, эстетического и интеллектуального развития ребёнка.

Ключевые слова

детская поэзия, людическая функция, реализация метафоры, риторические фигуры.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Тихонова, М. П. Людическая функция в современной французской поэзии для детей : дис. … канд. филол. наук / Тихонова М. П. – М., 1996. – 201 с.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учеб. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М. : Академия, 2011. – 576 с.
3. Charpentreau, J. Enfance et Poésie / J. Charpentreau. – P. : Les Éditions Ouvrières, 1972. – 200 p.
4. Глущевская, Н. В. Функции метафоры в речи дошкольника / Н. В. Глущевская // Детская речь как предмет лингвистического исследования. – СПб. : Наука, 2004. – С. 46–56.
5. Jean, G. À l’école de la poésie / G. Jean. – P. : Éditions Retz, 1989. – 190 p.
6. Якобсон, Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге / Р. Якобсон // Работы по поэтике: переводы / Р. Якобсон ; сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. – М. : Прогресс, 1987. – С. 80–98.
7. Жоль, К. К. Мысль. Слово. Метафора. Проблемы семантики в философском освещении / К. К. Жоль. – Киев : Наукова думка, 1984. – 303 с.
8. Черногрудова, Е. П. К вопросу о понимании пословиц детьми младшего школьного возраста / Е. П. Черногрудова // Детская речь как предмет лингвистического исследования. – СПб. : Наука, 2004. – С.281–284.
9. Рассадин, С. Б. Так начинают жить стихом / С. Б. Рассадин. – М. : Детская литература, 1967.–318с.
10. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. – М. : Детгиз, 1963. –382 с.
11. Amour – Enfandises. – URL: http://www.enfandises.com/fr/bibliotheque/cat-2-amour.html
12. Пушина, Л. А. Реализация метафоры в поэзии Ж. Превера / Л. А. Пушина // Актуальные направления современной лингвистики : материалы Междунар. конф. – Пермь : Перм. гос. ун-т, 2008. – С. 122–124.
13. Береговская, Э. М. Живая риторика–Rhétorique vivante/Э.М.Береговская.–СПб.:Люмьер,2011.–180с.
14. Гак, В. Г. Языковые преобразования /В. Г. Гак. – М.:Школа «Языки русской культуры»,1998.– 408с.
15. Лапшина, М. Н. Семантическая эволюция английского слова / М. Н. Лапшина. – СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1998. – 160 с.
16. Bertier, A. Chiffres en tête / A. Bertier. – P. : Éditions MeMo, 2006.
17. Badescu, R. 123 perdu! / R. Badescu, B. Chaud. – Р. : Albin Michel Jeunesse, 2005.
18. Boucher, M. Manger comme un ogre / M. Boucher. – P. : Éditions Actes Sud, 2000.
19. Яснов, М. От потешки до фарса / М. Яснов // Пастушка и дворянин. Французский поэтический фольклор. – СПб. : Азбука, 2013. – 320 с.
20. Roy, C. Enfantasques / C. Roy. – P. : Gallimard, 1974. – 112 p.
21. Roy, C. Poésies / C. Roy. – P. : Gallimard, 1970.
22. Свердлов, М. Планета людей / М. Свердлов. – URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200204809
23. Roy, C. Nouvelles enfantasques: des poèmes et des images pour les lecteurs de plusieurs âges entre 4 et 104 / C. Roy. – P. : Gallimard, 1978. – 121 p.
24. Desnos, R. Chantefables et chantefleurs / R. Desnos. – P. : Grund, 1995.
25. Pinguilly, Y. Raconte-moi / Y. Pinguilly. – P. : Éditions Hachette, 1988.

 

Дата создания: 05.11.2015 14:23
Дата обновления: 10.11.2015 11:16